Карен Кавалерян

  • Родился 5 июня 1961 года в Москве.
  • Поэт, драматург, член Союза писателей России и Москвы.
  • Член авторских обществ РАО (Россия) и STIM (Швеция).
  • Автор международных издательств WARNER/CHAPPELL MUSIC SСANDINAVIA (Швеция) и EMI MUSIC PUBLISHING (Германия); российских издательств ПМИ и ОАЗИС.
  • Лауреат Почетной Премии Российского Авторского Общества «За вклад в развитие науки, культуры и искусства" 2007 года.
  • Кавалер медали А.П. Чехова Союза Писателей России за 2010 г.
  • Номинант российской национальной музыкальной премии «ПРОФИ» на звание «Лучший поэт-песенник» 1991 года.
  • 7 раз, как автор, участвовал в финале конкурса «ЕВРОВИДЕНИЕ», представляя 5 разных стран (абсолютный рекорд в истории конкурса), дважды (в 2006 и 2008 гг.) занимая вторые места.
Карен Кавалерян, поэт-песенник

Карен Кавалерян: "Я - часть поп-культуры"

Карен Кавалерян - один из самых модных поэтов-песенников России. Именно он написал хиты "Премьер-министра" "Девочка с севера" и "Простая арифметика". На вершинах хит-парадов - его забойная "Радио-бэйби" Филиппа Киркорова и лирическая история Сосо Павлиашвили "Ждет тебя грузин". Более взрослое поколение меломанов помнит хиты "Ночное рандеву", "Ах, карнавал", "Свеча на ветру", "Замок из дождя", "Московское время" - все они вышли из-под пера Кавалеряна. Нас заинтересовало, легко ли было пробиться в общество элитных создателей песен? И как рождаются стихи будущих хитов? Об этом Карен Артаваздович рассказывает в эксклюзивном интервью нашей газете. Мы общались с поэтом по электронной почте...

По утверждению Кавалеряна, ожидание музы, долгое и мучительное рождение темы - все это роскошь для современного человека. Поэзия сегодняшнего дня - четкие лаконичные фразы, хорошо ложащиеся на музыкальный мотив и легко запоминающиеся. По утверждению поэта, у него стихи рождаются быстро и без мучений.

Однако каким бы расчетливым ни пытался казаться поэт, безразличным к романтике Кавалеряна не назовешь. Работает он за тем же письменным столом, за которым тридцать лет назад делал школьные уроки - он его очень любит. На столе стоит атрибут любого современного поэта - ноутбук, однако перед тем как строки стихотворений Карена Артаваздовича появятся на мониторе, он пишет их на бумаге обыкновенной ручкой. "Я люблю писать руками - слова чувствуются иначе, и весят иначе, и выглядят иначе", - признается он.

Кстати, портретов знаменитых артистов, для которых пишет песни Кавалерян, в его доме нет. Он окружен только семейными фото…


- Песни, написанные на Ваши стихи, исполняют многие звезды российской эстрады. С кем Вам проще работать - с мужчинами или женщинами?

- Для меня нет разницы, с кем работать, но из более чем 500 написанных мною песен хитами стали только две, исполненные женщинами. "Старый отель" "Браво" с Жанной Агузаровой и "Московское время" Аллы Пугачевой. Возможно, еще "Я не забуду тебя" вашей казахской группы "Мюзикола". Так что, похоже, с мужчинами у меня получается лучше.


- В последнее время на российской эстраде появляется все больше песен на абстрактные темы, без так называемой смысловой нагрузки. В их числе и Ваши творения "Простая арифметика" и "Радио-бэйби" - они предельно просты и незатейливы...

- Каждый поэт сам делает выбор - вносить ли смысл в песню или нет. В конечном счете главный критерий песни - нравится она людям или нет. В конце концов это же поп-культура, не надо ее наделять функциями, которые ей несвойственны. Это фаст-фуд. Гурманов просят не беспокоиться.


- Создается ощущение, что сочинять стихи для песен - проще не придумаешь. Вы можете возразить?

- Не могу. Так оно и есть.


- Раньше создатели песен находились в тени - на первом месте были артисты. Сегодня зрителям и слушателям интересно знать, кто стоит за песней, кто ее автор? Вам это импонирует?

- Не думаю, чтобы простым слушателям это было особенно интересно. В основном авторов узнают, если они плотно работают с каким-то конкретным исполнителем. И фанатам этого артиста имя автора просто начинает попадаться на глаза. К тому же стать известным автором и быть известным человеком - совершенно разные вещи. Во вторую категорию попадают авторы, стремящиеся к публичности. Это требует определенного склада характера. К тому же отнимает массу времени и энергии. Я человек южный, следовательно ленивый, в некотором смысле. Так что это не мое.


- Что первоначально в Вашем содружестве с композиторами - тексты или музыка?

- По-разному. В основном я пишу на музыку. Почти за два десятка лет мне встретились лишь два композитора, адекватно относящиеся к написанному слову, - Ким Брейтбург и Андрей Мисин.


- Есть одна яркая фраза из какой-либо Вашей песни, которую можно назвать девизом Вашей жизни?

- Фразы нет. Есть песни, которые на момент написания соответствовали моему внутреннему пульсу. Хитов среди них мало. Из более или менее известных - "Бродяга" "Бригады С" и "След на воде" группы "Лицей".


- Какую песню Вы можете гордо назвать шедевром своей творческой карьеры?

- Гордо - никакую. Но есть действительно памятные для меня. "Ты сделана из огня" Усланова, "Замок из дождя" Преснякова. "Ночное рандеву" очень многое изменило в моей жизни, это был мой первый суперхит. Не напиши я его, может быть, у вас и не было бы 15 лет спустя повода для интервью. То же самое могу сказать о песне "Northern girl" группы "Премьер-министр" - с ней я попал на Евровидение.


- В середине 80-х вышел альбом группы "Браво", в который попала Ваша дебютная песня "Старый отель". Я читала, что без Вашего ведома песню откорректировали и, к своему удивлению, Вы увидели рядом со своей фамилией некоего соавтора. Вы, говорят, очень рассердились и отказались от незаконного вмешательства в Ваше творение. Скажите, какие строки или слова смутили "худсовет" и что именно Вас вывело из себя?

- Худсовет тут был ни при чем. Две строчки исправил какой-то Агузаровский дружок - классический прилипала. Вокруг нее тогда много вертелось всякого сомнительного народа. Просто текст "Отеля" сам по себе достаточно беспомощный, на мой сегодняшний взгляд, но те две строчки вообще чудовищны. Меня до сих пор передергивает, когда я слышу эту песню. К моему удивлению, ее до сих пор достаточно часто крутят по радио. Думаю, тут дело в уникальной харизме самой певицы.


- Можно ли назвать путевкой в жизнь песню "Девочка с севера"? Артисты к Вам, наверное, теперь в очередь записываются?

- Ну я был достаточно известным автором и до "Девочки...", свои два десятка хитов к тому времени я уже написал, и недостатка в предложениях не испытывал. Просто "Девочка..." стала первым нашим опытом с группой "Премьер-министр", когда группа находилась в непростом положении. Как, собственно, и я сам. Так что в определенном смысле мы помогли друг другу.


- Вас можно назвать одним из создателей популярного проекта "Народный артист", который, кстати, с удовольствием смотрели и наши зрители. Ведь именно Вы придумали яркий слоган "Зажигай, сделано в России"?

- Моя роль в этом проекте достаточно скромна. Продюсером "Народного артиста" является Евгений Фридлянд - продюсер группы "Премьер-министр". Когда он возглавил проект, то предложил мне в нем участвовать. Я написал заглавную песню проекта "Зажигай", заключительную "Народный артист" и кавер-версии европейских суперхитов 80-х для участников проекта. Думаю, что будет продолжение, и верю, что из этих ребят что-то выйдет. Пусть и не из всех.


- Когда Вы пишете стихи к песне конкретному артисту, пытаетесь ли "говорить" его языком, его словами?

- Я говорю своими словами, сам выбираю сюжет, но учитывая, естественно, имидж артиста.


- Когда Вы слышите свои хиты на музыкальных каналах, какое у Вас возникает чувство? Ловите себя на мысли, что кое-что можно было переделать?

- Сейчас нет. Раньше такое было, но эти все исправления - просто болезнь роста. Мне Саша Кутиков как-то давно сказал удивительную вещь: "Отдельные слова вообще не имеют значения, имеет значение атмосфера, которую создает песня, и воспоминания, которые остаются о ней..." Иначе говоря, речь о послевкусии. Думаю, что он прав.


- Расскажите, чем живет российский поэт-песенник, как проводите свободное время, где черпаете свое вдохновение?

- Я человек домашний. И скучный, с богемной точки зрения. Современное кино и классическая литература - вот и все мои интересы. Еще немного шахматы и нарды. Раньше играл в футбол в команде эстрадных звезд, но все эти переезды-перелеты меня с ума сводят. Поэтому в итоге я окопался на диване.

Насчет вдохновения ничего определенного сказать не могу. Когда поступает заказ, я просто сажусь и пишу. По-моему, вдохновение - это миф.


- Расскажите о создании песни "Ты сделана из огня". Она получилась очень эмоционально-страстной. Словно Вы вложили в нее частицу себя, своих ощущений?

- Все было достаточно буднично - мне привезли музыку, я написал текст, Вадик Усланов спел песню и отнес запись на "Европу плюс". Ему сказали: "Не формат". Классическая отговорка, но в данном случае все так и есть. Песня длится около пяти минут, какой уж тут формат. А потом у кого-то из диджеев в ночном эфире не оказалось под рукой лирической баллады, и он на свой страх и риск поставил "Ты сделана из огня". И пошел шквал заявок.

Через месяц песню крутили в жесткой ротации все московские радиостанции. Знаете, что это? Это от четырех до восьми эфиров в день. Песня стала суперхитом без единого телеэфира. А насчет вложенных частиц души - смотрите ответ про вдохновение. Не хочу вас расстраивать, но просто человек или умеет делать что-то или нет.


- Расскажите немного о своей семье - кто Ваши родители, чем занимается супруга, дети?

- Я родился и вырос в обычной семье и учился в обычной школе. Мой отец - военный, мама - учительница. Оба, естественно, давно на пенсии. Жена - доктор, сын готовится к поступлению в школу.


- Поэты - люди, как правило, восторженные. Часто Вы посвящаете стихи своим любимым?

- Думаю, ваши представления о поэтах не совсем верны. Один мой коллега недавно заметил: "В нашем деле главное - маркетинг..." Забавно было это услышать. Я, конечно, не до такой степени циник, но... Впрочем, не знаю, может, и до такой... Стихи я никому не посвящал. К тому же у меня никогда не было любимых во множественном числе. И вообще я предпочитаю прозу. Но уж если непременно надо прочитать стихи, я возьму наугад любую строфу из Бодлера. Прозвучит гораздо убедительнее, уверяю вас...


- Раньше мужчины читали любимым произведения о любви. Сегодня это становится старомодным. Зато подростки цитируют тексты песен. На Вас лежит миссия приобщать к красивому слогу и слову подрастающее поколение. Вы согласны?

- Нет. Я не собираюсь никого ни к чему приобщать. Пусть каждый совершит свои ошибки. К тому же я часть поп-культуры, не более того. А то, что цитируют строчки песен... Значит, песенная лирика сейчас круче книжной и журнальной. И не только в смысле маркетинга.


- Обязательно ли пребывать в состоянии любви, чтобы писать о ней?

- Встречный вопрос: обязательно ли убить кого-то, чтобы написать детектив?


Нурай Мукадес, «Караван», № 50, 12/12/2003


Музыка Андрея Мисина © 2008-2013

Рейтинг@Mail.ru INFOBOX - хостинг php, mysql + бесплатный домен!