Комментарии к песням Андрея Мисина

Песни следуют в алфавитном порядке

Ангел Сна

Слышал в интервью по радио, что эти стихи были написаны Сергеем быстро, на одном дыхании. Всё правильно – гениальное и должно сходить легко. Как ангел. Мне нравится про ангелов. Они нас опекают.

Партия баса впечатляюще сложная, как и гармония. Никак не подберу до конца...

Инструментальная часть в середине просто блеск! Печать Мастера. Большая студийная работа. Не зря затрачено время. Какова гитара! Ну, кто так ещё сыграет?

Одна из лучших песен.

Белые ступени

Сначало страшно. Потом восточно. В завершении весело напевая в ожидании кого-то, кто возьмёт на небо, сойдя с белых ступенек. Карикатура? Наверное, здесь про глупых сектантов, наивно ожидающих подлёта космического лайнера, который со свистом перенесёт их от этой несправедливой планеты в лучшие раи галактики. А он спросит: “Космолёт заказывали? Чем будем оплачивать по счётчику за порожний рейс? Да у вас мысли слишком мелкие. Придётся закладывать души…

Есть некий драйв.

Бесстыдство

Вполне законченная ария из ненаписанной оперы о суровой необходимости искать подаяния бедному творческому элементу у тех, кто честно владеет собранным всего, что плохо лежало на прилегающей местности, а также и тем, что хорошо лежало под ней.

Почему ноты не являются денежными знаками? Я бы насвистывал их пачками…

“И жизнь хороша, и жить хорошо!” – скажет один.

“А хорошо жить – ещё лучше!” – скажет другой. (из классики)

Вера

Небо опускается на землю и раздаётся поросячий визг – кого-то придавило. Жёсткие гитарные риффы. Вступает голос… Тревожная первая половина песни сменяется спокойной арфой с тягучим гитарным соло. После такого расслабления продолжается основная тема – “Успокой меня, Небо, укрой меня”. И всё заканчивается каким-то хаосом, крушением в небе типа неопытного Фаэтона на колеснице Гелиоса.

И небо не избавит от мук нерешенных в себе проблем, и земля не отпустит – вернёт в свою круговерть.

В стиле тяжёлого Pink Floyd.

Вершина

Громовой клич аскета, достигшего вершины на своём пути, согнавший мирно спящих грифов, обращенный к тем, кто посматривает на манящий пик снизу, находясь в невежестве относительно пользы близости Неба в бытовом аспекте.

В центре Вселенной

На кассете это неотделимое вступление к "Новый Фауст", что гармонично и оправдано по содержанию. Зачем их разделили на две? Не понимаю.

Голос

Мистерия. По-хорошему пафосно и мистично. Астральный выход в современной квартире. Музыка скорее ближе к Pink Floyd. Непонятна цель машинообразного сопровождения как в Welcome to the machine. Наверно передает механистичность современного мира.

Горсть пепла

Вполне зрелая депрессия в тяжёлом фанковом обрамлении. Вначале красивый орган. Кризис среднего возраста. А что в сухом остатке? Только горькие камни… в почках.

Дети стекла

В рок-обработке. Проигрыш в стиле Pink Floyd с саксофоном. Стихи с сатирическим уклоном о современности.

Камень

Если заменить текст, то было бы лучше.

Инструментальная часть интересна для любителей гитары, к которым отношусь и я. Опять параллели со звуком гитары Ивана Смирнова, как в “Свеча и меч”. Так же классно и виртуозно. Браво!

Колыбельная

Колыбельная для больших девочек. Вполне оправдывает своё название. Музыка спокойная, расслабляющая, лунная, ночная. Характерны колокольчики (глокеншпиль).

Кому ты нужен?

Сильная композиция. Большая студийная работа. Проработанная драматургия. Всё на своём месте. Это лучше слышать, чем описывать словами. Партии клавишных выше всяких похвал.

Одна из лучших песен.

Лей, вода

Светлый минорный поток… Неумолимое поток универсального растворителя – времени. Всё прошло и размылись следы. Конец веков. Жизни нет. Один только Демиург планеты наблюдает эту пустынную картину. Со светлой грустью он ждёт приход абсолютного покоя и для себя…

Одна из лучших песен.

Медленные сказки

Ничего заметного сказать не могу. Есть что-то русское, но оно тает, как мороженое на пляже. Вообще американский альбом слабоват. Но это и автор признаёт.

Молитва

Преклоняюсь перед гитарной партией. Почему эта прекрасная песня малоизвестна в народе? Смущает только вывод в последней строке. Или это тонкая сатира? Кто захочет так спеть от себя? Автор не побоялся. Такое самобичевание. Ему вообще свойственно покопаться в своей душе. Такое примитивным людям не свойственно. Какие угрызения? Какой совести? Кто её видел? Кто её слышал? Когда на курицу не хватает. А если хватает на курицу, то не хватает на лимузин или коттедж. Соблазнов много… Кто-то их обильно разбросал, как зёрнышки перед глупой курицей, а ты глотаешь, глотаешь – насытиться не можешь. А тебя хвать и на разделку – созрели ножки!

Мораль: Хватит жрать – попробуй взлететь! Для этого тебе даны крылья!

Мотыльки

Ну, это просто улёт! Настоящая месса с хором и органом. Почему так не поют в церкви? А, стих еретический! Но зато ясно и понятно. А то бубнят что-то под нос, сдерживая сытую отрыжку. Только акустика и спасает…

Издёвка горькая проглядывает в сей мессе. Кто там считает, что автор правоверный христианин? Послушайте её слова внимательно. Да за такие распевы… в средние века… могли язык отрезать. Хорошо, что сейчас отменили всякую мораль и всё можно. Или всё-таки нужен кто-то, кто зажигает для нас свет, чтобы было куда тянуться. Я, конечно, не имею в виду святого Анатолия с рубильником. Я в поэтическом смысле. Так кто же зажжет для нас свет? Хотя разве его нет? Есть! Вот он встаёт каждый день. Почему мы так неблагодарны? Чего ещё людям надо?

Одна из лучших песен.

Не нужно

Лирическая приятная песня с эстрадным налетом. Небольшая интересная инструментальная часть. Некоторым нравится. Больше для женщин.

Новый Фауст (1989)

Эта старая версия с кассеты мне нравится больше.

Такая мощь да на русском языке. Когда я услышал её в 1990-м, я ещё увлекался чем-то вроде Манфреда Манна. Но после по душе разлилась гордость за своё. Можем! И не хуже! Ай, да Мисин! Ай, да сукин сын! Не думайте, что я заслушал кассету до дыр. Отнюдь! Она и сейчас ещё в очень приличном состоянии. Потому что я довольствуюсь редким наслаждением, но врубаю на большую громкость и кайфую.

Одна из лучших песен.

Новый Фауст (1994)

Как будто обращена ко мне, а заодно и к другим любителям докапываться до сути, ищущих вечный смысл. Но кто-то из нас должен узнать наконец почему, например, Солнце и Луна видны как одинаковые кружочки, несмотря на то, что они такие разные по размерам, как говорят. Или почему пушка на Петропавловке стреляет раньше полдня на два часа, когда Солнце не дошло ещё до зенита? Мне непонятно. А вам?

Облака

Потрясающе романтичная песня. По своим подъёмным свойствам сродни аэростату.

Мощное вступление способно поднять и мёртвого. Отлично заменяет контрастный душ. Затем свободный полёт духа и мечта о покое души и растворении в небе как облако. Но опять врывается какая-то внешняя сила, возвращающая вас на землю.

Одна из лучших песен.

Одиночество - Сестрица

Знаю, что нравится Инне Желанной. Мне не очень. Аранжировка перегружена разными партиями. Шумновато. Плясовая почему? Пляска смерти? В общем, музыка для людей с крепкими нервами и… некрофилов.

На альбоме "Избранное" можно найти более причесанную версию этой песни.

Ой родился затемно я

Вначале кто-то катается на американских горках. Потом воображаемый разговор с матерью. Запоминается только конец.

Пой мне, огонь...

Баллада, похожая на американские протестантские песнопения по аранжировке, но имеющая языческое содержание. В этом революционном приёме, видимо, и заключается соль этой песни. Сочетание несовместимого. Влияние калифорнийского климата?

Посох

В стиле монументализма с гитарным соло под Dire Straits. К сожалению, не знаю от кого ведется повествование в песне, но ясно, что материал исторический. Не из галлов ли он? Кто там ещё на Рим с посохом ходил? Или апостол Пётр?

Пустыня

Что-то рок-оперное с пафосом.

Русская лирическая

Занятная стилизация с оканием и характерным русским ритмом.

Первые строчки очень актуальны сейчас – “Ой, настало время сеять, да в полях, куда ни кинь, не восходит семя – сил нет, всё засеяла полынь.”

Искания Бога, разочарование, возвращение к земной любви.

Свеча и Меч

Баллада. Величественно и таинственно. По-бардовски (в старом значении слова). А гитарный проигрыш в середине не уступает в мастерстве исполнения Ивану Смирнову. Может Иван подхватил стиль этой песни и развил это дело?

Свобода

Мощно. Только рояль и голос. Но каков материал! Здесь Патрушев развернулся на всю катушку!

Песня времён перестройки в России конца 20-го века. Мне не хватает музыкальной эрудиции, но, наверное, есть какие-то параллели в песнях конца 19-го века. Кто знает?

Одна из лучших песен.

Сельское кладбище

Сильное, пронзительное, отрезвляюще впечатление от этой идеологической трагедии. Аранжировка написана безупречно. И смертью веет конкретно. Она всех примирит. Это если нет жизни после жизни. Но мудрые говорят, что не всё заканчивается в земле. А значит и там есть враги. Неужели и там есть войны? Наверное только на низших уровнях. На других преобладает разум. Верю, что там порядка и справедливости намного больше, а провинившихся наказывают несмотря на их личное самомнение и амбиции или количество накоплений. Там вообще не важно количество, там господствует качество. Качество индивидуального сознания. И всё. По нему и взвешивают на весах плотности. Если грубый, то и провалишься куда надо, где отсортированы подобные тебе. Всё как в аптеке и работает без сбоев с незапамятных времён. Универсальный порядок.

Слепые

Притча. Вроде арии. Очень театрально с возможной сценографией. Непонятно, почему творчество Андрея Александровича так мало востребовано современным театром? Неужели нужно умереть, чтобы о тебе вспомнили?

Рефрен просто гениален: “Слепого за собой ведёт слепой”. Это про нас всех.

Спи мой ангел поднебесный

Очень гармоничная колыбельная песня. Такая нежная отцовская песня. По-моему, лучшая песня альбома 1996 года.

Оказывается это песня Сергея Патрушева, который пел ее для своего сына.

Стихи о тебе

Сюр? Сон? Стон? Определённо поклон на восток. Стихи витиеваты как любая вещь из азии. Муллоподобные причитания в середине песни, видимо, выражают муки рождения новых идей. Может быть это просто любовный бред? Или невольное преклонение перед тяжелым плант(атор)ским голосом? Ничего не поделаешь и я побывал в его власти. Плант, ты Великий Шаман!

Тяжелая рага в стиле Led Zeppelin. Это песня с первого магнитоальбома, то есть написана в конце 80-х, а в 90-х сделана новая аранжировка.

Хозяин

Чарующее сочетание пиццикато и русской темы. Интересна инструментальная часть, напоминающая фрагменты из русской оперы, которую мы еще не слышали. Или это мне не хватает эрудиции в классике? Может кто-то из балакиревцев или сам Глинка? Неужели это Мисин в одном ряду с великими композиторами робко продолжает их дело и “находит в нём что-то своё”?

Одна из лучших песен.

Чёрный день

Назидательная трагедия. Тоже опера.
Несколько раздражает барабанная дробь. По-моему, не к месту. Лучше было бы в стиле “Хозяин”. Но автору виднее.
Оказывается автор стихов Лариса Тараканова только недавно с моей помощью послушала эту композицию, а все эти годы (12 лет!) была в неведении о сём произведении на её стихи, пока её дочь Катя Рыбас не нашла упоминания её имени на нашем сайте. Но, кажется им не очень понравилась такая реализация.

Четыре тайны

Романтическая песня. Всесезонная такая. Совсем приятная была бы, но не даёт расслабиться хлёсткая машинная ритм-секция. Я бы увёл её потише. Увы! Что записано резаком – не вырубишь топорком.

Чужой

Можно ничего не говорить. Эту песню вы должны знать. Она, как теперь говорится, раскручена. Коментарий тот же, что и для песни “Кому ты нужен?”

Одна из лучших песен.

Я здесь

Аранжировка, напоминающая местами песни Меладзе. Надеюсь, что первичен Андрей, а не Константин. Хорошо, что Андрей застолбил участок вовремя – “просто я здесь”. J

Но, вообще то, песня эта серьёзная, романтическая и без цыганщины.

Я люблю человека, которого нет

Заметная песня с альбома 1996.

Я заметил, что эту песню предпочитают женщины. Некоторым из них свойственно мечтать о нереальном. На самом деле, выдумать что-то новое невозможно. Можно только крепко вспомнить хорошо забытое. Так что человек этот где-то есть, но перемещение его в наше пространство стоит немерянной кармы. А по сему… оглянись вокруг себя – уж не любит кто ль тебя.

Ё-Ё-Ё-ИЁ…


Серпей. Август 2003



РАННИЕ ПЕСНИ С АЛЬБОМА "ПЯТЫЙ УГОЛ" 1987

01. Середина

В стиле хард-рок. Представляется некий воин с фендером наперевес, как на пластинке T.REX "Electric warrior", который разгоняет тучи мирового зла в умах нервно подрагивающего волосатого пипла тяжелыми риффами отражающей лучи прожекторов зафуззованной гитары. А "дети цветов и травы" проникаются высоким смыслом и еще больше уходят в себя, смело проникая в запутанные ходы своей пустой изнанки.

02. Моменты

Может быть, подражание Цеппелину, но больше похоже на паровоз, который топится сушёной рыбой, которую же и везет. А рыба, как известно, символ христианский... Представляете, какое богохульство! Вместо того, чтобы раздать эту воблу страждущим - топят ею паровоз... В общем, куда смотрит стрелочник - непонятно. "Просто слегка отпустить, а потом подтянуть. С грозного окрика "Стоп!" начинается путь." Куда смотрит машинист "исполненный очей" выяснять не будем, но только не вперед. Короче, рыбы много и всё в трубу!

03. Скамейка

Песня о всем известном хобби пенсионерок, скапливающихся на скамейках при погожей погоде (ну, это когда распогодится) возле дома, если бог их еще не наградил катарактой - сидеть, аки голуби, в сереньких пальтишках, потрескивая семечками, и подмечать всё, что подмечается, а потом делиться полученным впечатлением. И так будет вечно. Шоу маст гоу он!

04. Измена

В стиле ку-рок. Человек бредет ночью по городу, дышит дымом и думает разными мыслями: "как всё достало!", "нет в жизни счастья", "брошу всё!", "кому это надо?", "осточертело!", "пашешь, как проклятый"... Песня о грехе уныния.

05. Стихи о тебе

Более гитарная версия, чем на альбоме "Свобода". Отсутствуют муллоподобные подвывания, которые исполнены как соляра. Песня о любви (к женщине, я надеюсь).

06. Страна Пумпампудыр

В стиле эстонского "Апельсина" (кто не помнит - не вспоминайте!). Так же весело поют, непонятно о чём, на своём тарабарском. Труба у них ещё была такая басовая: "пум-пум-пум-пу-пум". Запоминается немая "пумпампудырка". Ааа! Понимаю: памперс на дырке. Дорога не близкая, значит... И автомобиль, хватающий вермишель дороги... Странно: кадиллак, а любит вермишель... Наверное, бензином не кормят, экономят. Питается подорожным кормом. Дааа, друзья, страна ещё та! (Не Эстония ли?) В общем стильная песня, одним словом - ретро-рок.

07. Механический инженер

Не знаю, что и сказать... "полный вперёд"... или "полный модерн"... или "полный бред"... Ладно, пусть будет "эксперимент", но попахивает экскрементом. Самая неудачная песня.

08. Сад

Как-то устал и вышел в сад. По нужде. Босым на снег! Собаки зае.... заегозили хвостами. Вспомнили хозяина! Чего-то хотят... Небо увидел звёздное. И ох... сильно удивился. Так давно не был на свежем воздухе! А в доме прокурено... Пойду ещё аккордов набросаю, а то мыши к табаку привыкли и не дохнут. Хорошая песьня - длинная.

09. Немая книга

Это у же ближе к настоящему Мисину. Драматургия с литургией. В смысле, когда Худсовет лютует, лютует, а вылитовать не может. Знаем мы, что это был за сон! Провидческий! Это же было, было! Всё именно так и бывало: "На всё один ответ - нет." Понятно, с таким текстом клип разрешили снять только после развала системы. "Возьми перо, присядь пока, так далека черта. Но если задрожит рука, ты вспомни старика." Вот оно как!

10. На распутье

Тяжёлый блюююз. Чисто, Цеппелин. Слова простые и понятные. Году в 75-м цены бы не было этой песне для наших плясов, наряду с "Масками" из Машины Времени. Помните там гениальные слова, до сих пор актуальные: "И в радости праздной, и в горькой беде пусть каждый из вас будет верен себе. Носите маски, носите маски! Лишь только под маской ты сможешь остаться собой." Кто-то одел маску и не снимает, а кто-то снимает, снимает, снимается, снимается, а никак истинного лица не покажет. Ох, лицемеры! А нечего показывать - под масками черная морда и оскал...

11. Игра

Песня - предостережение. То ли военной, то ли экологической катастрофы. Опасение грядущего технократизма, бездушного и нечеловеческого, глобального милитаризма. Опасность азартных игр политиканов на столе глобуса. Кажется и эта песня сбывается. Надо было громче петь!

Серпей. Февраль 2005


Клуб музыки Андрея Мисина © 2003-2013